Глава 11. Об оправдании
1. Тем,
кого Бог действенно призвал, Он также дарует оправдание(1); не посредством
вселения в них праведности, но прощая их грехи, и считая их праведными и
принимая как таковых; не из-за чего-либо ими или в них соделанного, но единственно ради Христа; не по
вменению им в праведность самой веры или дел веры, или какого-либо другого
послушания Евангелию, но по вменеию им послушания Христова, и потому, что они
искуплены Им(2); и потому, что они принимают Его и находят опору в Нем и в Его
праведности верою, которая исходит не от них самих, ибо это дар Божий(3).
1) Римлянам 8:30; Римлянам 3:24.
2) Римлянам 4:5-8; 2 Коринфянам 5:19,21;
Римлянам 3:22,24,25,27,28; Титу 3:5,7; Ефесянам 1:7; Иеремия 23:6; 1 Коринфянам
1:30,31; Римлянам 5:17-19.
3) Деяния 10:43; Галатам 2:16; Филиппийцам
3:9; Деяния 13:38,39; Ефесянам 2:7,8.
2. Вера, принимающая праведность Христа и находящая в Нем
опору, есть единственное средство оправдания(4); однако она не одна пребывает в
оправданном человеке, но всегда сопровождается всеми другими спасительными
дарами, и это не мертвая вера, но действует любовью(5).
4) Иоанна 1:12; Римлянам 3:28; Римлянам 5:1.
5) Иакова 2:17,22,26; Галатам 5:6.
3. Христос Своим послушанием и смертью полностью оплатил
долги всех тех, которые таким образом оправданы, принеся за них должное, истинное
и полное удовлетворение справедливости Своего Отца(6). Но поскольку Он был
отдан Отцом за них(7), и Его послушание и искупление были приняты вместо их
послушания и искупления(8), будучи дарованы им, а не даны по причине чего-либо
имеющегося в них, поскольку оправдание есть исключительно дарованная
благодать(9); дабы через оправдание грешников могли быть прославлены
совершенная справедливость и обильная благодать Божия(10).
6) Римлянам 5:8-10,19; 1 Тимофею 2:5,6; Евреям
10:10,14; Даниила 9:24,26; Исаия 53:4-6,10-12.
7) Римлянам 8:32.
8) 2 Коринфянам 5:21; Матфея 3:17; Ефесянам
5:2.
9) Римлянам 3:24; Ефесянам 1:7.
10) Римлянам 3:26; Ефесянам 2:7.
4. Бог от вечности определил оправдать всех избранных(11);
Христос — в полноте времени — умер за их грехи и воскрес для их оправдания(12);
вместе с тем они не оправданы до тех пор, пока Святой Дух в должное время в
действительности не приложит их ко Христу(13).
11) Галатам 3:8; 1 Петра 1:1,2,19,20; Римлянам
8:30.
12) Галатам 4:4; 1 Тимофею 2:6; Римлянам 4:25.
13) Колоссянам 1:21,22; Галатам 2:16; Титу
3:3-7.
5. Бог продолжает прощать грехи оправданных(14). И хотя
они никогда не смогут отпасть от состояния оправдания(15), все же по причине
своих грехов они могут впасть в отеческую Божию немилость и не иметь возможности
пребывать в свете Его вновь обращенного к ним лика, пока не смирятся, не
исповедают свои грехи, не испросят прощения за них и не возобновят свою веру и
покаяние(16).
14) Матфея 6:12; 1 Иоанна 1:7,9; 1 Иоанна
2:1,2.
15) Луки 22:32; Иоанна 10:28; Евреям 10:14.
16) Псалом 88:32-34; Псалом 50:9-14; Псалом
31:5; Матфея 26:75; 1 Коринфянам 11:30,32; Луки 1:20.
6. Оправдание верующих во времена Ветхого Завета было тем
же самым во всех отношениях, что и оправдание верующих во время Нового Завета(17).
17) Галатам 3:9,13,14; Римлянам 4:22-24;
Евреям 13:8.
Глава 12. Об усыновлении
1. Всех оправдываемых Бог соизволяет в Своем единственном
Сыне Иисусе Христе, и это ради Сына, соделывать участниками благодати усыновления(1);
через это они принимаются в число детей Божиих и наслаждаются свободами и
преимуществами таковых(2); на них распространяется Его имя(3), они получают
Духа усыновления(4), с дерзновением имеют доступ к престолу благодати(5) и им
дано взывать: Авва, Отче(6). Он милосердствует к ним(7), защищает их(8),
печется о них(9), наказывает их, как заботливый отец(10), и никогда не
отвергает их(11), запечатлевая их в день искупления(12). Они наследуют
обетования(13), как наследники вечного спасения(14).
1) Ефесянам 1:5.
2) Галатам 4:4,5; Римлянам 8:17; Иоанна 1:12.
3) Иеремия 14:9; 2 Коринфянам 6:18; Откровение
3:12.
4) Римлянам 8:15.
5) Ефесянам 3:12; Римлянам 5:2.
6) Галатам 4:6.
7) Псалом 102:13.
8) Притчи 14:26.
9) Матфея 6:30,32.
10) Евреям 12:6.
11) Плач Иеремии 3:31.
12) Ефесянам 4:30.
13) Евреям 6:12.
14) 1 Петра 1:3,4; Евреям 1:14.
Глава 13. Об освящении
1. Действенно призванные и возрожденные, имеющие
сотворенные в них новое сердце и новый дух, получают за тем освящение —
истинное и личное, благодаря смерти и воскресению Христа(1), Его Словом и
Духом, пребывающими в них(2); господство греха, всецело владевшего ими, разрушается(3),
остающиеся похоти все более и более ослабевают и умерщвляются(4), и освящаемые
все более и более оживают и укрепляются во всех спасительных милостях(5) к
соблюдению себя в истинной святости, без которой никто не увидит Господа(6).
1) 1 Коринфянам 6:11; Деяния 20:32;
Филиппийцам 3:10; Римлянам 6:5,6.
2) Иоанна 17:17; Ефесянам 5:26; 2
Фесалоникийчам 2:13.
3) Римлянам 6:6,14.
4) Галатам 5:24; Римлянам 8:13.
5) Колоссянам 1:11; Ефесянам 3:16-19.
6) 2 Коринфянам 7:1; Евреям 12:14.
2. Это освящение, охватывающее человека в целом(7), все же
в земной жизни не есть освящение совершенное: некоторые остатки порочности все
еще пребывают в каждой из сторон человеческой личности(8), откуда возникает
постоянная и непримиримая война — плоть желает противного Духу, а Дух —
противного плоти(9).
7) 1 Фессалоникийцам 5:23.
8) 1 Иоанна 1:10; Римлянам 7:18,23;
Филиппийцам 3:12.
9) Галатам 5:17; 1 Петра 2:11.
3. В этой войне остающаяся порочность временно может
значительно довлеть(10), все же через постоянный поток силы от освящающего Духа
Христа возрожденная часть побеждает(11); — так святые возрастают в
благодати(12), совершенствуя святость в страхе Божием(13).
10) Римлянам 7:23.
11) Римлянам 6:14;1 Иоанна 5:4; Ефесянам
4:15,16.
12) 2 Петра 3:18; 2 Коринфянам 3:18.
13) 2 Коринфянам 7:1.
Глава 14. О спасительной вере
1. Благодать веры, дающая избранным способность уверовать
ко спасению душ(1), есть деяние Духа Христова в их сердцах(2), которое обычно
совершается через служение Слова(3). Этим, а также совершением Таинств и
молитвой вера возрастает и укрепляется(4).
1) Евреям 10:39.
2) 2 Коринфянам 4:13; Ефесянам 1:17-19;
Ефесянам 2:8.
3) Римлянам 10:14,17.
4) 1 Петра 2:2; Деяния 20:32; Римлянам 4:11;
Римлянам 1:16,17.
2. По вере христианин признает, что все, открытое в Слове,
истинно, поскольку авторитет Самого Бога говорит ему об этом(5), и сообразно
тому, что содержит каждое отдельное место Писания, христианин действует,
подчиняясь повелениям6, страшась угроз наказания(7), принимая обетования Божии,
касающиеся этой жизни и той, что грядет(8). Важнейшие деяния спасительной веры
таковы: принятие и обретение Христа, возложение упования только на Христа — для
оправдания, освящения и вечной жизни посредством завета благодати(9).
5) Иоанна 4:42; 1 Фессалоникийцам 2:13; 1
Иоанна 5:10; Деяния 24:14.
6) Римлянам 14:25.
7) Исаия 66:2.
8) Евреям 11613; 1 Тимофею 4:8.
9) Иоанна 1:12; Деяния 16:31; Галатам 2:19,20;
Деяния 15:11.
3. Вера различается по степени силы или слабости(10),
часто и разнообразно может подвергаться нападкам и ослабевать, но одерживает
победу(11), во многих возрастая до обретения совершенной уверенности во
Христе(12), Который является как автором, так и совершителем нашей веры(13).
10) Евреям 5:13,14; Римлянам 4:19,20; Матфея
6:30; Матфея 8:10.
11) Луки 22:31,32; Ефесянам 6:16; 1 Иоанна
5:4,5.
12) Евреям 6:11,12; Евреям 10:22; Колоссянам
2:2.
13) Евреям 12:2.
Глава 15. О покаянии в жизнь
1. Покаяние в жизнь есть евангельская благодать(1), этот
догмат должен проповедоваться каждым служителем Евангелия, наряду с проповедью
о вере во Христа(2).
1) Захария 12:10; Деяния 11:18.
2) Луки 24:47; Марка 1:15; Деяния 20:21.
2. Через покаяние грешник, видя и чувствуя не только
опасность своих грехов, полностью противоположных святой сущности и праведности
закона Божия, но также их мерзость и отвратительность, приходит к раскаянию
через постижение милосердия Божия во Христе, и так печалится о грехах и
ненавидит их, что полностью отвращается от них и обращается к Богу(3),
намереваясь и стремясь ходить с Ним лишь путями Его заповедей(4).
3) Иезекииль 18:30,31; Иезекииль 36:31; Исаия
30:22; Псалом 50:6; Иеремия 31:18,19; Иоиль 2:12,13; Амос 5:15; Псалом 118:128;
2 Коринфянам 7:11.
4) Псалом 118:6,59,106; Луки 1:6; 4 Царств
23:25.
3. Хотя покаяние не является удовлетворением за грех или
какой-либо причиной прощения его(5), которое происходит лишь по благодати Божией
во Христе(6), все же оно имеет такую важность и необходимость для грешников,
что без него никто не может ожидать прощения(7).
5) Иезекииль 36:31,32; Иезекииль 16:61-63.
6) Осия 14:3,5; Римлянам 3:24; Ефесянам 1:7.
7) Луки 13:3,5; Деяния 17:30,31.
4. Как нет такого малого греха, который не заслуживал бы
осуждения(8), так нет такого большого греха, за который несли бы осуждение те,
кто искренно покаялся(9).
8) Римлянам 6:23; Римлянам 5:12; Матфея 12:36.
9) Исаия 55:7; Римлянам 8:1; Исаия 1:16,18.
5. Людям не следует довольствоваться общим покаянием: долг
каждого человека — прилагать все усилия к покаянию во всяком отдельном грехе
особо(10).
10) Псалом 18:14; Луки 19:8; 1 Тимофею
1:13,15.
6. Каждый человек обязан совершать частные исповедания
своих грехов Богу, молясь о прощении за них(11); чрез это и по оставлении
грехов он обретет милость Божию(12). Тому, кто оскорбляет своего брата или Церковь
Христову, следует стремиться — в частном или открытом исповедании во грехе и
сожалении о нем — заявить о своем покаянии перед теми, кого обидел(13), чтобы
примириться и быть принятыми в любви(14).
11) Псалом 50:6,7,9,11,16; Псалом 31:5,6.
12) Притчи 28:13; 1 Иоанна 1:9.
13) Иакова 5:16; Луки 17:3,4; Иисус Навин
7:19; Псалом 50.
14) 2 Коринфянам 2:8.
|