Глава 4. О творении
1. Богу Отцу, Сыну и Святому Духу(1) — для явления славы
Его вечной силы, мудрости и благости(2) — было угодно вначале сотворить (или
соделать) из ничего мир и все находящееся в нем, видимое и невидимое; сие было
сотворено за шесть дней; и все весьма хорошо(3).
1) Евреям 1:2; Иоанна 1:2,3; Бытие 1:2; Иов
26:13; Иов 33:4.
2) Римлянам 1:204 Иеремия 10:12; Псалом
103:24; Псалом 32:5,6.
3) Бытие 1; Евреям 11:3; Колоссянам 1:16;
Деяния 17:24.
2. После того, как Бог соделал прочие творения, Он
сотворил человека, мужчину и женщину(4), с разумными и бессмертными душами(5),
наделенных знанием, праведностью и истинной святостью, по Своему образу и
подобию(6); дал им запечатленный в сердцах Закон Божий(7) и силу исполнять
его(8), которые вместе с тем были предоставлены свободе их подверженной
изменению собственной воли, имевшей возможность нарушения его(9). Помимо этого
Закона, запечатленного в их сердцах, они получили повеление не есть плодов с
древа познания добра и зла, и пока они соблюдали его, они были счастливы в
своем общении с Богом(10) и владычествовали над всякой тварью(11).
4) Бытие 1:27.
5) Бытие 2:7; Екклесиаст 12:7; Луки 23:43;
Матфея 10:28.
6) Бытие 1:26; Колоссянам 3:10; Ефесянам 4:24.
7) Римлянам 2:14,15.
8) Екклесиаст 7:29.
9) Бытие 3:6; Екклесиаст 7:29.
10) Бытие 2:17; Бытие 3:8-11,23.
11) Бытие 1:26,28.
Глава 5. О провидении
1. Бог, великий Творец всего сущего, поддерживает(1),
направляет, распоряжается и управляет всеми тварями, делами и явлениями(2) — от
величайшего до ничтожнейшего(3), — по Его в высшей степени мудрому и святому
провидению(4), согласно Его безошибочному предузнанию(5) и свободному и
неизменному изволению Своей собственной воли(6), в похвалу славы Его мудрости,
силы, справедливости, благости и милости(7).
1) Евреям 1:3.
2) Даниил 4:31,32; Псалом 134:6; Деяния 17:25,26,28;
Иов 38-41.
3) Матфея 10:29-31.
4) Притчи 15:3; Псалом 103:24; Псалом 144:17.
5) Деяния 15:18; Псалом 93:8-11.
6) Ефесянам 1:11; Псалом 342:10,11.
7) Исаия 63:14; Ефесянам 3:10; Римлянам 9:17;
Бытие 45:7; Псалом 144:7.
2. Хотя предузнание и установление Божие есть первопричина
всего, что неизменно и безошибочно происходит(8), тем не менее, по тому же провидению,
Бог установил вероятность событий согласно природе вторичных причин. Наряду с
неизбежностью существуют свобода и условие(9).
8) Деяния 2:23.
9) Бытие 8:22; Иеремия 31:35; Исход 21:13;
Второзаконие 19:5; 3 Царств 22:28,34; Исаия 10:6,7.
3. Бог в Своем провидении использует обычный порядок
вещей(10), будучи свободным обходиться и без него(11), быть превыше его(12) и
поступать вопреки ему(13). Он поступает так, как Ему угодно.
10) Деяния 27:31,44; Исаия 55:10,11; Осия
2:21,22.
11) Осия 1:7; Матфея 4:4; Иов 34:20.
12) Римлянам 4:19-21.
13) 4 Царств 6:6; Даниила 3:27.
4. Всемогущая сила, непостижимая мудрость и бесконечная
благость Божия настолько являют себя в Его провидении, что оно простирается
даже на первое грехопадение и на все другие грехи ангелов и людей(14), соединяя
попущение(15) с наиболее мудрым и властным установлением пределов ему(16).
Установление попущения и его пределов и промыслительное управление теми другим
совершается для собственных святых намерений Божиих(17). Поэтому греховность
проистекает только от творения, не от Бога, Который, будучи в высшей степени
свят и праведен, не является и не может быть автором греха или одобрять
его(18).
14) Римлянам 11:32-34; 2 Царств 24:1; 1
Паралипоменон 21:1; 3 Царств 22:21-23; 1 Паралипоменон 10:4,13,14; 2 Царств
16:10; Деяния 2:23; Деяния 4:27,28.
15) Деяния 14:16.
16) Псалом 75:11; 4 Царств 19:28.
17) Бытие 50:20; Исаия 10:6,7,12.
18) Иаков 1:13,14,17; 1 Иоанна 2:16; Псалом
49:21.
5. В высшей степени мудрый, праведный и милостивый Бог
часто на некоторое время предоставляет Своих детей самим себе в разнообразных
искушениях и испорченности их сердец, давая им целительное наказание за совершенный
грехи, открывая им лживость их сердец и скрытую силу греховности, чтобы таким
образом привести их к смирению(19), подвигнуть их быть ближе к Нему, постоянно
искать опору в Нем, сделать их более осторожными в отношении будущих проявлений
греха; и для различных других справедливых и святых намерений(20).
19) 2 Паралипоменон 32:25,26,31; 2 Царств
24:1.
20) 2 Коринфянам 12:7-9; Псалом 72; Псалом
76:1-13; Марк 14:66-72; Иоанна 21:15-17.
6. Бог, будучи праведным судией, соделывает нечестивых и
безбожных людей за их грехи слепыми и упорствующими(21). Он лишает их не только
Своей благодати, которой они могли бы быть просвещены в их разумении и которая
действовала бы в их сердцах(22), но порой лишает и тех даров, что они
имели(23), и оставляет их на то, что служит их испорченной природе поводом ко
греху(24); более того, отдает их во власть собственных похотей, искушений мира
и силы сатаны(25). Они ожесточают себя даже от того, что Бог использует для
исправления других(26).
21) Римлянам 1:24,26,28; Римлянам 11:7,8.
22) Второзаконие 29:4.
23) Матфея 13:12; Матфея 25:29.
24) Второзаконие 2:30; 4 Царств 8:12,13.
25) Псалом 80:12,13; 2 Фессалоникийцам
2:10-12.
26) Исход 7:3; Исход 8:15,32; 2 Коринфянам
2;15,16; Исаия 8:14; 1 Петра 2:7,8; Исаия 6:9,10; Деяния 28:26,27.
7. Провидение Божие, распространяясь на все творение в
целом, наиболее особенным образом заботится о Его Церкви, соделывая все к ее
благу(27).
27) 1 Тимофею 4:10; Амос 9:8,9; Римлянам 8:28;
Исаия 43:3-5,14
Глава 6. О падении человека, о грехе и о наказании за него
1. Соблазненные коварством и искушением сатаны, наши
прародители согрешили, съев запретный плод(1). Этот грех Богу было угодно,
согласно в высшей степени мудрому и святому изволению Его воли, попустить с
целью распорядиться им для Своей славы(2).
1) Бытие 3:13; 2 Коринфянам 11:3.
2) Римлянам 11:32.
2. По причине этого греха они отпали от своей
первоначальной праведности и общения с Богом(3), и потому стали мертвыми во
грехе(4), всецело осквернились в отношении всех способностей души и частей
тела(5).
3) Бытие 3:6-8; Екклесиаст 7:29; Римлянам
3:23.
4) Бытие 2:17; Ефесянам 2:1.
5) Титу 1:15; Бытие 6:5; Иеремия 17:9;
Римлянам 3:10-18.
3. Будучи прародителями всего человечества, они передали
всем своим потомкам вмененную вину за грех(6), смерть во грехе и свою порочную
природу, которые передавались из поколения в поколение(7).
6) Бытие 1:27,28; Бытие 2:16,17; Деяния 17:26;
Римлянам 5:12,15-19; 1 Коринфянам 15:21,22,49.
7) Псалом 50:7; Бытие 5:3,Иов 14:4.
4. По причине этой изначальной испорченности мы в высшей
степени не расположены и не способны к добру, сделались его противниками(8), всецело
склонны к греху(9) и совершению всяческих проступков(10).
8) Римлянам 5:5; Римлянам 8:7; Римлянам 7:18;
Колоссянам 1:21,22.
9) Бытие 6:5; Бытие 8:21; Римлянам 3:10-12.
10) Иакова 1:14,15; Ефесянам 2:2,3; Матфея
15:19.
5. Испорченность природы проявляется в течении всей земной
жизни, сохраняясь даже в возрожденных(11): и хотя она через Христа прощена и
умерщвлена, все же и сама она, и все ее побуждения остаются воистину
греховными(12).
11) 1 Иоанна 1:8,10; Римлянам 7:14,17,18,23;
Иакова 3:2; Притчи 20:9; Екклесиаст 7:20.
12) Римлянам 7:5,7,8,25; Галатам 5:17.
6. Всякий грех, и первородный и совершенный, есть
нарушение праведного закона Божия, противен Ему(13), по самой своей природе
возлагает вину на грешника(14), который чрез него предан гневу Божию(15) и проклятию
закона(16), подлежит смерти(17) и всем духовным страданиям(18) — временным(19)
и вечным(20).
13) 1 Иоанна 3:4.
14) Римлянам 2:15; Римлянам 3:9,19.
15) Ефесянам 2:3.
16) Галатам 3:10.
17) Римлянам 6:23.
18) Ефесянам 4:18.
19) Римлянам 8:20; Плач Иеремии 3:39.
20) Матфея 25:41; 2 Фессалоникийцам 1:9.
|