Глава 7. О завете Бога с человеком
1. Расстояние между Богом и тварью так огромно, что хотя
разумные создания и должны повиноваться Ему как своему Творцу, все же они никогда
не смогли бы достичь блаженства и награды, если бы не добровольное снисхождение
со стороны Бога, которое Ему было угодно выразить в виде завета(1).
1) Исаия 40:13-17; Иов 9:32,33; 1 Царств 2:25;
Псалом 112:5,6; Псалом 99:2,3; Иов 22:2,3; Иов 35:7,8; Луки 17:10; Деяния
17:24,25.
2. Первый завет, заключенный с человеком, был заветом
труда(2), в котором Адаму была обещана жизнь, и в нем всем его потомкам(3), при
условии совершенного личного послушания(4).
2) Галатам 3:12.
3) Римлянам 10:5; Римлянам 5:12-20.
4) Бытие 2:17; Галатам 3:10.
3. С человеком, который после грехопадения не мог иметь
жизнь по этому завету, Господу было угодно заключить второй завет(5), обычно
именуемый заветом благодати, в котором Он дарует грешникам жизнь и спасение
через Иисуса Христа, требуя от них веры в Него, чтобы они могли быть
спасены(6), и обетование всем тем, которые предуставлены к жизни, дать Его
Святого Духа, чтобы соделать их желающими и способными к верованию(7).
5) Галатам 3:21; Римлянам 8:3; Римлянам
3:20,214 Бытие 3:15; Исаия 42:6.
6) Марка 16:15,16; Иоанна 3:16; Римлянам
10:6,9; Галатам 3:11.
7) Иезекииль 36:26,27; Иоанна 6:44,45.
4. Этот завет благодати многократно излагается в Писании,
связан со смертью Иисуса Христа как завещателя, и касается вечного наследования
всего, что завещано в нем(8).
8) Евреям 9:15-17; Евреям 7:22; Луки 22:20; 1
Коринфянам 11:25.
5. Этот завет во времена закона осуществлялся иначе, чем
во времена Евангелия(9): под законом он совершался посредством обетований, пророчеств,
жертв, обрезания, приношений пасхального агнца, и других прообразов и
установлений, данных Еврейскому народу, которые предвещали грядущего
Христа(10), что было для того времени достаточным и действенным, и совершалось
по действию Духа, чтобы наставлять и укреплять избранных в вере в обещанного
Мессию(11), через Которого они получали полное отпущение грехов и вечное
спасение; сие называется Ветхим Заветом(12).
9) 2 Коринфянам 3:6-9.
10) Евреям 8,9 и 10; Римлянам 4:114 Колоссянам
2:11,12; 1 Коринфянам 5:7.
11) 1 Коринфянам 10:1-4; Евреям 11:13; Иоанна
8:56.
12) Галатам 3:7-9,14.
6. Во время Евангелия, когда Христос был явлен во
плоти(13), действия, которыми этот завет исполняется, состоят в следующем:
проповедь Слова Божия и совершение Таинств Крещения и Вечери Господней(14);
хотя число их меньше и служение происходит с большей простотой, а внешняя слава
выражается скромнее, все же в них установлено более полноты, свидетельства и
духовной действенности(15) для всех народов, как для иудеев, так и для
язычников(16); сие называется Новым Заветом(17). Таким образом, нет двух
заветов благодати, отличающихся по своей сути, но есть один в различном
совершении(18).
13) Колоссянам 2:17.
14) Матфея 28:19,20; 1 Коринфянам 11:23-25.
15) Евреям 12:22-28; Иеремия 31:33,34.
16) Матфея 28:19; Ефесянам 2:15-19.
17) Луки 22:20.
18) Галатам 3:14,16; Римлянам 3:21-23,30;
Псалом 31:1; Римлянам 4:3,6,16,17,23,24; Евреям 13:8; Деяния 15:11.
Глава 8. О Христе Посреднике
1. Богу было угодно, согласно Его предвечному намерению,
избрать и предопределить Господа Иисуса, Своего единородного Сына, быть Посредником
между Богом и человеком(1), пророком(2), священником(3), царем(4), главою и
Спасителем Его Церкви(5), наследником всего сущего(6), судией мира(7); Бог от
вечности дал Ему народ, который стал семенем Его(8), чтобы чрез Него же в
должное время быть искупленным, призванным, оправданным, освященным и
прославленным(9).
1) Исаия 42:1; 1 Петра 1:19,20; Иоанна 3:16; 1
Тимофею 2:5.
2) Деяния 3:22.
3) Евреям 5:5,6.
4) Псалом 2:6; Луки 1:33.
5) Ефесянам 5:23.
6) Евреям 1:2.
7) Деяния 17:31.
8) Иоанна 17:6; Псалом 21:31; Исаия 53:10.
9) 1 Тимофею 2:6; Исаия 55:4,5; 1 Коринфянам
1:30.
2. Сын Божий, второе Лицо Троицы, истинный и вечный Бог,
одной сущности и равный Отцу, — когда пришла полнота времени, принял на Себя
человеческую природу(10), со всеми ее неотъемлемыми свойствами и слабостями, но
без греха(11), будучи зачат силой Святого Духа во чреве девы Марии(12). Таким
образом две целостные, совершенные и различные природы, Божественная и
человеческая, были неразделимо соединены вместе в одном лице, без превращения,
сложения или смешения их(13). Таковой личностью является истинный Бог,
единственный Посредник между Богом и человеком(14).
10) Иоанна 1:1,14; 1 Иоанна 5:20; Филиппийцам
2:6; Галатам 4:4.
11) Евреям 2:14,16,17; Евреям 4:15.
12) Луки 1:27,31,35; Галатам 4:4.
13) Луки 1:35; Колоссянам 2:9; Римлянам 9:5; 1
Петра 3:18; 1 Тимофею 3:16.
14) Римлянам 1:3,4; 1 Тимофею 2:5.
3. Господь Иисус, будучи в человеческой природе,
соединенной с Божественной, был преизобильно освящен и помазан Святым Духом(15)
и имел в Себе все богатства мудрости и знания(16); в Нем, как было угодно Отцу,
обитала вся полнота(17), чтобы, будучи святым, невинным, чистым, полным
благодати и истины(18), Он мог быть в совершенстве наделен всем необходимым для
исполнения служения Посредника и Поручителя(19). Сие служение Он взял не Сам,
но был призван к этому Отцом(20), Который отдал всю власть и суд в Его руки и
повелел Ему исполнять это служение(21).
15) Псалом 44:8; Иоанна 3:34.
16) Колоссянам 2:3.
17) Колоссянам 1:19.
18) Евреям 7:26; Иоанна 1:14.
19) Деяния 10:38; Евреям 12:24; Евреям 7:22.
20) Евреям 5:4,5.
21) Иоанна 5:22,27; Матфея 28:18; Деяния 2:36.
4. Это служение Господь Иисус принял в высшей степени
добровольно(22); и чтобы Он мог его осуществить, был подчинен закону(23), и
совершенно исполнил его(24); претерпел самую томительную скорбь в Своей
душе(25) и самые мучительные страдания в Своем теле(26); был распят, и
умер(27); был погребен, находился во власти смерти, но не увидел тления(28). На
третий день Он воскрес из мертвых(29) в том же самом теле, в котором Он
страдал(30); в этом же теле Он вознесся на небо и восседает одесную Отца Своего(31),
совершая ходатайства(32); и вернется судить людей и ангелов в конце веков(33).
22) Псалом 39:8,9; Евреям 10:5-10; Иоанна
10:18; Филиппийцам 2:8.
23) Галатам 4:4.
24) Матфея 3:15; Матфея 5:17.
25) Матфея 26:37,38; Луки 22:44; Матфея 27:46.
26) Матфея 26 и 27.
27) Филиппийцам 2:8.
28) Деяния 2:23,24,27; Деяния 14:37; Римлянам
6:9.
29) 1 Коринфянам 15:3,4.
30) Иоанна 20:25,27.
31) Марка 16:19.
32) Римлянам 8:34; Евреям 9:24; Евреям 7:25.
33) Римлянам 14:9,10; Деяния 1:11; Деяния
10:42; Матфея 13:40-42; Иуда 6; 2 Петра 2:4.
5. Господь Иисус, Своим совершенным послушанием и
принесением Себя в жертву, которую Он вечным Духом принес Богу раз и навсегда,
полностью удовлетворил справедливость Своего Отца(34), искупил всех тех, кого
Отец дал Ему, искупил не только в примирение, но в вечное наследование Царства
Небесного(35).
34) Римлянам 5:19; Евреям 9:14,16; Евреям
10:14; Ефесянам 5:2; Римлянам 3:25,26.
35) Даниил 9:24,26; Колоссянам 1:19,20;
Ефесянам 1:11,14; Иоанна 17:2; Евреям 9:12,15.
6. Хотя искупление не было совершено Христом до Его
воплощения, все же Его достоинства, действенность и блага передавались
избранным во все времена последовательно от начала мира — в тех обетованиях,
прообразах и жертвах, в каких Он открывался, и именно Он означал то семя
женщины, которое поразит змея в голову, и того Агнца, закланного от создания
мира; но прежде, ныне и во веки веков Он один и Тот же(36).
36) Галатам 4:4,5; Бытие 3:15; Откровение
13:8; Евреям 13:8.
7. Христос, совершая посредничество, действует согласно
обеим природам, каждой природой совершая то, что соответствует ей(37); по
причине единства личности Писание часто прилагает принадлежащее одной природе к
личности, обозначенной другой природой(38).
37) Евреям 9:14; 1 Петра 3:18.
38) Деяния 20:28; Иоанна 3:13; 1 Иоанна 3:16.
8. Ко всем тем, для кого Христос приобрел искупление, Он
безусловно и действенно прилагает и сообщает его(39), ходатайствуя за них(40),
и открывая им в Слове и посредством Слова тайны спасения(41); действенно
убеждая их Своим Духом веровать и подчиняться, управляя их сердцами Своим
Словом и Духом(42); и одолевая всех их врагов Своей всемогущей силой и
мудростью таким образом и такими путями, какие наиболее созвучны Его чудесному
и неисследимому промыслу(43).
39) Иоанна 6:37,39; Иоанна 10:15,16.
40) 1 Иоанна 2:1,2; Римлянам 8:34.
41) Иоанна 15:13,15; Ефесянам 1:7-9; Иоанна
17:6.
42) Иоанна 14:16; Евреям 12:2; 2 Коринфянам
4:13; Римлянам 8:9,14; Римлянам 15:18,19; Иоанна 17:17.
43) Псалом 109:1; 1 Коринфянам 15:25,26.
Глава 9. О свободной воле
1. Бог наделил человека природной свободой, воля не
принуждаема, не определена в связи с какой-либо природной необходимостью делать
добро или зло(1).
1) Матфея 17:12; Иакова 1:14; Второзаконие
30:19.
2. Человек в своем изначальном состоянии невинности имел
свободу и силу воли желать и делать доброе и угодное Богу(2); но свобода не
была дана постоянно и неизменно, человек мог отпасть от нее(3).
2) Екклесиаст 7:29; Бытие 1:26.
3) Бытие 2:16,17; Бытие 3:6.
3. По причине грехопадения человек полностью утратил
всякую способность воли к духовному добру, сопутствующему спасение(4). Поэтому
человек по своей природе, будучи всецело отвращен от добра(5), мертвый во
грехах(6) — не способен своими собственными усилиями изменить себя или
приготовить себя к этому изменению(7).
4) Римлянам 5:6; Римлянам 8:7; Иоанна 15:5.
5) Римлянам 3:10,12.
6) Ефесянам 2:1,5; Колоссянам 2:13.
7) Иоанна 6:44,65; Ефесянам 2:2-5; 1
Коринфянам 2:14; Титу 3:3-5.
4. Когда Бог изменяет грешника и приобщает его к
благодатному состоянию, тогда человек освобождается от природных уз греха(8) и
становится — по одной лишь благодати — способным по своей воле желать и делать
добро духовное(9). Все же по причине остающейся в нем испорченности, он не
делает добро совершенным образом; помимо желания добра у него сохраняется
желание зла(10).
8) Колоссянам 1:13; Иоанна 8:34,36.
9) Филиппийцам 2:13; Римлянам 6:18,22.
10) Галатам 5:17; Римлянам 7:15,18,19,21,23.
5. Воля человека соделывается совершенно и неизменно
свободной творить только добро лишь в состоянии славы(11).
11) Ефесянам 4:13; Евреям 12:23; 1 Иоанна 3:2;
Иуда 24.
Глава 10. О действенном призвании
1. Всех, кого Бог предопределил к вечной жизни, и только
их, Ему угодно в определенное и соответствующее время призвать(1) Своим Словом
и Духом(2) из состояния греха и смерти, в котором они находятся по природе, — к
благодати и спасению чрез Иисуса Христа(3); духовно и спасительно просветить их
разум, чтобы они могли понимать дела Божии(4); взамен каменных их сердец дать
сердца плотяные(5); обновить их волю и Своей всемогущей силой определить ее к
добру(6); и действенно привлечь к Иисусу Христу(7); но так, что они приходят в
высшей степени добровольно, ибо Его благодатью соделываются такими, что желают
этого(8).
1) Римлянам 8:30; Римлянам 11:7; Ефесянам
1:10,11.
2) 2 Фессалоникийцам 2:13,14; 2 Коринфянам
3:3,6.
3) Римлянам 8:2; Ефесянам 2:1-5; 2 Тимофею
1:9,10.
4) Деяния 26:18; 1 Коринфянам 2:10,12;
Ефесянам 1:17,18.
5) Иезекииль 36:26.
6) Иезекииль 11:19; Филиппийцам 2:13;
Второзаконие 30:6; Иезекииль 36:27.
7) Ефесянам 1:19; Иоанна 6:44,45.
8) Песнь Песней 1:3; Иоанна 6:37; Римлянам
6:16-18.
2. Этот действенный призыв исходит лишь из свободной и
особой благодати Божией, не зависящей от чего-либо предвиденного в человеке(9),
который в этом отношении совершенно пассивен до тех пор, пока он, будучи
оживлен и обновлен Святым Духом(10), не становится способным ответить на этот
призыв и принять предложенную и сообщенную в нем благодать(11).
9) 2 Тимофею 1:9; Титу 3:4,5; Ефесянам
2:4,5,8,9; Римлянам 9:11.
10) 1 Коринфянам 2:14; Римлянам 8:7; Ефесянам
2:5.
11) Иоанна 6:37; Иезекииль 36:27; Иоанна 5:25.
3. Избранные, умирающие во младенчестве, возрождаются и
спасаются Христом через Духа(12), Который действует когда, и где, и как Ему угодно(13).
Это же относится к тем избранным, которые не имели возможности быть призванными
через внешнюю проповедь Слова(14).
12) Луки 18:15,16; Деяния 2:38,39; Иоанна
3:3,5; 1 Иоанна 5:12; Римлянам 8:9.
13) Иоанна 3:8.
14) 1 Иоанна 5:12; Деяния 4:12.
4. Остальные же неизбранные, хотя и могут быть призваны
служением Слова(15) и иметь некоторое общее воздействие Святого Духа(16), все
же никогда истинно не придут ко Христу, и потому не могут быть спасены(17). Еще
менее могут люди, не исповедующие христианскую веру, спастись каким-либо иным
образом, как бы они ни были усердны в согласовании своей жизни со здравым
смыслом и законом той религии, которую они исповедуют(18); и заявления и
утверждения, что они могут, являются совершенно пагубными и должны быть с
презрением отвергнуты(19).
15) Матфея 22:14.
16) Матфея 7:22; Матфея 13:20,21; Евреям
6:4,5.
17) Иоанна 6:64-66; Иоанна 8:24.
18) Деяния 4:12; Иоанна 14:6; Ефесянам 2:12;
Иоанна 4:22; Иоанна 17:3.
19) 2 Иоанна 9-11; 1 Коринфянам 16:22; Галатам
1:6-8.
|